История колесоотбойников

Сам предмет колесоотбойник (КО) появился еще с тележно-подводных времён. Вот только название он имел «тумба», «приворотный столб», «колесоотбойная тумба». Их главным назначением было – защита выступающих элементов зданий и их углов от ударов колёс проезжающими экипажами.

На улицах старых городов еще можно найти гранитные или чугунные колесоотбойные тумбы. Их, как правило, закапывали у углов зданий, перед арками домов, и даже отделяли проезжую часть улиц от пешеходной. Возможно, именно вес таких тумб и стал причиной сохранности этих, теперь уже памятников истории, на улицах городов. Оцените - стандартная гранитная тумба высотой 1,5 м и диаметром 30 см весит более 1 т, чугунная – более 3 тонн.

КО_1-1.jpg  КО_1-2.jpg

Рис.1. Колесоотбойная тумба в СПБ на Суворовском пр., 33    Рис.2. Конусные чугунные тумбы

С развитием автомобилестроения, актуальность колесоотбойных тумб сошла на нет. Оси автомобилей перестали выступать за габариты, улучшилась маневренность автотранспорта. Но параллельным ходом шло активное развитие многоэтажных паркингов. Их востребованность была обусловлена необходимостью, в одной стороны, обеспечить стоянку для растущего количества автомобилей, с другой – сохранить компактную застройку городов.

КО_1-3.jpg

Рис.3. Le Marbeuf в Париже  

Поначалу колесоотбойники использовались, в лучшем случае, как ограничители заезда на рампы. А в большинстве случаев парковки вообще обходились без колесоотбойников. Долгое время важнее было выработать и внедрить систему парковки большого количества автомобилей на ограниченной площади, чем обеспечить безопасность парковки автомобиля.

Обязательность использования колесоотбойников в советское время была закреплена в ГОСТах, относящихся к правилам организации складов и предприятий по обслуживанию автомобилей. Эти нормы действуют до сих пор: ГОСТ 12.3.020-80 и ВСН 01-89.

Именно ими руководствуются сейчас при строительстве паркингов.

Современные колесоотбойники уже ничем не напоминают тумбы конца 19 - начала 20 века. Изменились форма, а также материалы, из которых их производят. Сейчас самым распространенными являются металл, резина и композит.

КО_1-4.png  КО_1-5.png  КО_1-6.png

Композит                                                 Резина                                                        Металл

Главными критериями, на которые являются:

  1. Прочность (сохранение формы при регулярном наезде автомобилями на колесоотбойник). Самым прочными в этой линейке являются колесоотбойники из композита.

  2. Видимость в темноте. Для этого на колесоотбойники наносят световозвращательные элементы. И здесь выбор материалов достаточно велик. Самыми распространенными на сегодняшний день являются термопластик, катафоты и пленка.

  3. Стойкость к окружающей среде: перепадам температур, воздействию УФ, атмосферным осадках и т.п.

  4. Стойкость к агрессивным моющим средствам. Что не удивительно, в наш век химии…

В обоих последних случаях преимущество имеют изделия из композита и резины. И чаще всего, в современных подземных или на многоуровневых паркингах, если вы приглядитесь, установлены именно композитные или резиновые колесоотбойники.

На наш взгляд, если взять суммарно показатели по всем указанным критериям, все же КО из композита – лучшее, что может предложить рынок.

КО_1-7.png

03.02.2023